shtilst (shtilst) wrote,
shtilst

Crimea X Run

А мы все продираемся к радуге,
Мертвыми лесами да хлябью болот.
По краям да по самым по окраинам,
И куда еще нас бес занесет?
Этим отчетом преследую цель подсказать, как подготовиться, или сподвигнуть на участие в таком соревновании, как http://www.crimeaxrun.com/. Желание участвовать возникло в 2016 году после прочтения отзывов и просмотра фотографий 2015 года, но не срослось. А в 2017 решил участвовать и планировать заранее. Мое планирование началось в апреле, за 6 месяцев до.
Вкратце, что такое  это соревнование:
4 дня подряд бежишь, идешь, ползешь по горам Крыма. Старт в Балаклаве, финиш в Гурзуфе, количество заявленных километров 160, набор высоты и спуск около 8000 м. Да, это много, и да, я побаивался такой дистанции.
Теперь по порядку, а порядок такой: физическая подготовка, подготовка экипировки, подготовка семьи, билеты, трансферы и прочее и описание каждого дня, итоги и выводы.
Подготовка физическая.
Как же готовиться к горам в Москве? Почитав много литературы на эту тему и советов знающих, обобщил для себя и сделал выводы: беговой объем (к этой гонке пробежал ~3200 км с начала года, по 6 раз в неделю и до 120 км в неделю), скоростные и интервальные работы также делал для увеличения скорости, может это не так актуально в горах, но были и другие соревнования.
Предполагал, что надо будет долго идти в подъем и долго спускаться, нашел холм (какой был рядом), забегал и сбегал с него, делая набор высоты метров до 500 за тренировку (было тяжело, не скрою), делал выпады с гантелями и без, приседания и общую физическую подготовку (примерно три раза в неделю). Фактически, конечно, все это помогло, но надо было больше))))
Обязательно надо бегать по бездорожью для укрепления связок и сухожилий (в горах нога часто выворачивается на камнях и есть риск подвернуть ногу). Кроме работы просто ногами, надо было подумать о палках. Палки в горах помогают, на мой взгляд, поэтому работа с ними была включена в программу подготовки, и да, это помогло. К физической можно отнести еще предварительную защиту ног от мозолей (крем "Бора+" за пару дней до старта, крем "Aptonia" перед каждым выходом на старт).
Подготовка экипировки.
Тут подошел экономно, хотя хочется, конечно, качественные, красивые вещи. Спаситель наш Декатлон и друг его АлиЭкспресс ))) Палки по 700 рублей, две штуки под свой рост (Декатлон), рюкзак aonijie 10 л с двумя бутылками по 0,6 л, поясная сумка той же марки и рашгард цветной (АлиЭкспресс), тайтсы Nike, перчатки кожаные (Декатлон), носки dhb (Wiggle), бафы GRUT, кепка Salomon, две пары кроссовок Salomon speedcross 3 и Salomon speedcross 4 (одни хорошо разношенные и другие - не очень хорошо), куртка с мембранной Columbia (Спортмастер), куча беговых футболок, беговые трусы (Декатлон), крем от натирания Aptonia (Декатлон), очки не брал, фонарик Energizer Vision+HD Focus Headlight (fonariki.ru), часы Suunto Sports, пульсометр Alpha Mio 2. Вот такая сборная солянка, найденная по сниженным ценам и т.п. Не экономил только на обуви, долго думал и выбирал и остановился на надежных и проверенных, и не ошибся. Конечно, куртка Columbia спасала при ветре в горах. Еще список обязательного снаряжения, куда входила аптечка, никто не отменял - это само собой. Плюс вещи для комфорта после забега (например, тапочки очень нужны или теплые вещи). Еще брал нож, вдруг что разрезать надо))) Все тестировалось перед стартом неоднократно, чтобы понять, что где трет или не подходит. Чуть не забыл сказать о бауле от организаторов, куда все это складывалось (черно-оранжевого цвета), баулы запоминаются и видны издалека (не идеальный, но у меня все с ним было хорошо).
Спортивное питание.
Гели Sis в большом количестве, батончики после Московского марафона которые остались, изотоник (не помню какой), солевые таблетки Sis.
Подготовка семьи.
Тут и просто и сложно все. Индивидуальный подход и обещание золотых гор, только часть гор удалось предоставить.
Билеты, трансферы, жилье.
В Крым билеты надо покупать заранее, так точно дешевле (хотя может кто-то знает лайфхаки). Так как знал что одежды много думал в 10 кг не уложусь и доплатил за 23 кг. Можно делать наглый вид и идти в самолет с ручной кладью, чем сэкономить 600-700 рублей, но я так не захотел. В Симферополь летел Уральскими авиалиниями за 3270, все понравилось, обратно Red Wings за 4440 (поздно купил, можно было дешевле), не понравился самолет (ТУ-204). Такси в Балаклаву стоит 1400 из аэропорта (самый комфортный вид транспорта), загрузились вчетвером, чем сэкономили денежек. Это основной лайфхак поездки, делать все (ездить, жить) большим количеством людей и делить на всех. Жилье на троих, пятерых или даже семерых превращается в 300-400 рублей за ночь. Заранее бронировали в Балаклаве, Ялте и Гурзуфе. Хотя можно было остановиться только на Балаклаве ). Свободного жилья в несезон много и найти можно достаточно быстро (только иногда лень после финиша еще бегать искать плюс надо восстанавливаться, а приходится заботиться о ночлеге). Лучший вариант когда с тобой едет кто-то, кто встречает и уже нашел тебе жилье и держит бутылку с восстанавливающим напитком ) Траты на жилье, такси только в Ялте и Балаклаве и в аэропорт вышли минимальные (примерно в 3000-4000). Поесть можно недорого (200-300 рублей комплексный обед), покупали вино и пили перед сном.
День 1. 10 октября
Жена довезла в аэропорт, подошел к стойке регистрации и сразу увидел беговые кроссовки, спортивные часы и баулы от организаторов (свои), познакомился с Сергеем и Сашей, а с Алексеем Чернышевым мы знакомы уже давно (с марафона в Казани), попили чай с вкусным печеньем (приготовила жена Сергея) и сели в самолет. Прилетаем, а в Крыму лето )))
Договорился о трансфере с друзьями (Мишей Слесаревым и Надей Григорьевой, а также Александром Элкониным), поэтому пришлось ждать пару часов в аэропорте. Дождался и поехали в Балаклаву, отвезли Александра по месту назначения и доехали сами. Вызвонили хозяйку, а она такая - "не видела вашей брони и все тут, но заселю". Хороший отель и все хорошо, кроме удаленного месторасположения. Описывать сильно не буду, заселились и погнали в Севастополь на такси на первый ужин, открытие и брифинг первого дня. Погуляли по красивому городу (надо вернуться), обратил внимание, что очень много кошек. Пришли на ужин и тут стоит поругать кафе Бистро, которое оказалось неготово принять такую ораву людей (единственное к чему можно придраться за все дни), пришлось постоять в очереди на прием пищи и чуть задержали брифинг из-за этого.
Послушали брифинг, затарились в магазине всякими кока-колами, кашей, сникерсами и поехали спать. А сон не заходил )))
День 2. 11 октября
Старт первого дня (32,3 км, 1500 м набор высоты, в 10:00) в Балаклаве и финиш в Форосе. Завтракаем кашей (спасибо Наде), мажемся кремами, складываем обязательную экипировку и прикидываем что понадобиться. Решаем, что первый день прикидочный и не стоит рвать точно. Волнительно едем на старт, хотим на автобусе, но баулы большие и решаем на такси (таксисты к слову не все с навигаторами, поэтому иногда по принципу: "Язык до Киева доведет"). Рвется баул у Миши (баулы оказывается имеют слабые места). Доехали и попросили запасной баул, Илья (один из команды организаторов) очень быстро привез на моноколесе запасной. Проверяем обязательное снаряжение и сдаем баулы (на бауле индивидуальный номер, не потеряется) в специальную машину, которая повезет все вещи в следующий город к финишу. Надо в туалет, ту дум ... Его нет в видимости ))) спрашиваем, оказывается платный туалет в здании для спортсменов бесплатный и можно сходить. Погода шикарная, светит солнце, много улыбок и счастья. Кошки, пристань, лодки, бухта Балаклавы - все шикарно. Стартовый городок в ярких красках, организаторы стараются в красивых футболках, все слаженно и отточено. Встречаю знакомого Сашу Казарновского (волонтерил техником), приятная встреча. Вообще много знакомых, хотя некоторых еще предстояло узнать ))) Ждем проверку обязательно снаряжения, проверяемся и получаем специальный чип по которому будут засекать наше время и прохождение по отметкам дистанции. Строимся в стартовый коридор, включаем часы, ждем.
9,8,7...2,1 - старт большой гонки, которая изменила меня внутри. Стартанули как-будто не 4 дня бежать, а паркран на 5 км ))) Но имея опыт узких троп, решил убежать вперед, так как обгон будет сложный. 300 метров ровной дороги и в первая горка. Подробно описывать трассу не буду, смотрите фотографии. Власти разрешили бежать по территории заповедника, по краю моря, это нечто ) Безумно красиво! Нет, не так: красиво так, что дух захватывает.
Ломанул по горам бодро первые километров 15, а потом спуск перед пунктом питания и я понял что не так спуски тренировал )))) Мышцы стали просто гореть. Это не передать словами. После спуска пункт питания. Арбузы, виноград, апельсины, бананы, изотоник, вода. Все очень вкусное. Выбежал на асфальт и понял, что так можно 4 дня не добежать, стал сбавлять. Пошел второй подъем, дался уже тяжело, стали обгонять. Почувствовал, что дышать тяжело, но старался не останавливаться. Добежали до спуска, где дежурил МЧС, главное не споткнуться подумал и я, и не споткнулся ))) Опасных мест хватало на протяжении всей гонки. Пробежал маршрут своего похода, когда мне было 12 лет бывал в бухте Ласпи. Добегаю в Форос, получаю медаль (см. фото). Надя и Миша не обгоняли, значит мне идти искать жилье. Ноги деревянные, меня тошнит, съел две дольки апельсина и выпил чая, стало тошнить еще сильнее. Решил лечь на лавку и закинуть ноги выше головы, почуть стало отпускать. Звонит Надя (добежала), говорю ей, что попробую встать и поискать где селиться, но она шустро берется за это и находит нам жилье, дом на 7 человек. Так я познакомился с Пашей Черновым, Лешей Виноградовым, Женей и Денисом. В такой компании очень весело ))) Решили, что до ужина далеко и нам надо поесть, а потом сходить в море восстановить ноги. Море холодное, но действует как бальзам. Пока туда, сюда ходили, наступило время ужина и брифинга второго дня. Нас ждали сюрпризы ))
Ужин в виде шведского стола, все очень вкусно, много и разнообразно. Фотографы успели сделать подборку фотографий, успели смонтировать крутое видео первого дня и сделали видео слоумоушен (замедленную съемку). Когда ты только что был в горах и своими глазами видел эти красоты, а тут видишь это на экране, ты опять переживаешь этот день. Это бесценно!
Мы купили крымского вина и перед сном решили попить для улучшения сна. Скажу, что каждый день выпивали также по бутылке или две пива. Я не хмелел ни разу на удивление. От места временного проживания до места старта было 100 метров хотьбы, поэтому можно было поспать чуть подольше. Спать пришлось на полу, но я был этому только рад. Очень болела спина (сказалась активная работа палками). Будильник на 6 и спать.

День 3. 12 октября
Старт второго дня (30 км, 1280 м набор высоты, в 9:00) в Форосе и финиш в Симеизе.
Проснулся до будильника, выспался. Но ноги болят от "закисления" и уже как чужие. Надо размяться перед стартом, может отпустит - так я думал, но не все так просто. День самый простой думал я, но опять ошибся. Если первый день бежал в 3 спидкроссах, то все следующие в 4-х. Также решил поменять кепку на бафф. Забыл сказать, что у приличного количества участников после первого дня появились первые раны и ушибы, все стали заклеиваться тейпами и пластырями. Некоторые получили ранения от того, что за козырьком кепки не увидели ветку. Попробовал размяться, настроение было боевое. Планировал быстро пробежать и восстанавливаться, но хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Побежали со старта в горку, и это в горку было медленно и долго. Забежал, но потом оказался долгий подъем на котором меня обогнал Иван Красников (он меня узнал по совместным тренировкам). Догнала Виктория Келлер (с которой познакомился позже). Этот подъем лишил сил, в первую очередь эмоциональных, хотелось пункт питания до которого я плелся как мог. В какой то момент времени осознал, что очень тяжело идут подъемы на высоте. Акклиматизация. Пункт питания на 17 км, и я на нем завис минут на пять, ел и общался на пункте питания (еще одна знакомая). Оторвался от арбузов и пошел к финишу еще 13 км ((( участникам разрешили посетить местный виноградник километров за 5 до финиша, я не мог пропустить и забежал. Очень сладкий, мелкий, черный виноград. Поел, побежал дальше (ненавижу спуски), разболелась спина, считал каждый метр, он давался с трудом и как итог провальный второй день. Надя обогнала и ждала на финише. Добегаю, тошнота подкатывает, не могу впихнуть в себя апельсин и иду ложусь на лавку опять. Смотрю на кипарис и небо, думаю и думаю, о проблемах, о детях, о чем угодно только не о боли. Прошу ребят купить пиво и спасибо Паше Чернову, пью темное крымское, меня начинает отпускать. Понимаю, что следующий день будет очень тяжелым. Но я не затем приехал, чтобы сдаться. Буду терпеть как могу сказал я себе.
Надя находит отличную комнату, но она на троих ребята селятся отдельно. Щупаю диван и он жесткий, думаю надо полежать на спине. Добегает Миша и мы идем есть, аппетит зверский. Опять море, решаю поплавать (вода градусов 17), но какое же это наслаждение. Ноги отпускает, спину тоже. Идем на ужин в санаторий, который сразу и не найдешь, спасибо Артему Стоноженко довел нас. Тут с едой скромнее, но все вкусно. Награждение второго дня, брифинг, просмотр фотографий и видео и идем спать. Впереди "жопа". Подъем в 5:30 поэтому кашу с вечера Надя готовит. Ребята заклеиваются тейпами, обрабатывают раны, пьем вино и спать.
День 4. 13 октября
Старт третьего дня (45 км, 2300 м набор высоты, в 7:00) в Симеизе и финиш в Ялте.
Встали не то чтобы как зомби, но уже недалеко от них. Заталкиваем кашу. Решил выпить обезболивающее, ноги не ходят, каждый шаг боль. В темноте идем к старту, метров 300. Как обычно, сдаем баул, проверяем снаряжение и получаем чип. Иду залить бутылки и опа, одна бутылка потекла. Раздавил в бауле ((( Искать замену уже некогда, решил экономить делая глотки через 10 минут, а не когда хочется пить. Старт и первый вертикальный километр за 5-6 км от старта, это не бег, это полз. Ползешь в гору и ползешь, иногда минут 20 на километр и это бодро. Может подействовало обезболивающее, но я вработался и "попер". Очень тяжело заставить убитые мышцы двигаться после подъема, но заставляешь через силу и в итоге неплохо бежишь на спусках. Появились беговые участки, где я смог очень хорошо разбежаться и пошло, поехало. Поймал свой темп, экономил воду (читай изотоник), ел гели, вообще ел все по времени и брал запас гелей приличный каждый день. Два приличных подъема, Большой каньон, такие красоты, мне они снятся даже. На третий день все начинают сбиваться с разметки (хотя она идеальная), сказывается усталость, сложность трассы и прочие моменты. Накручивание километров к и так приличному их количеству очень деморализует порой. Накатываю на финише, так что силы остаются подпрыгнуть, мой самый сильный день. Хотя после 5 часов выпил еще одну таблетку обезболивающего. Пью чай, съедаю апельсин, тошноты нет. Чувствую себя хорошо. Вижу идут ребята с двумя бутылками пива, спрашиваю где купили, а они здесь не продают (рядом зоопарк ялтинский) и такие берут открывают одну и протягивают держи, денег не надо восстанавливайся. Я был приятно удивлен, спасибо им ). Прибегает Миша, угощаю пивом и покупаю по мороженному. Ждем Надю чтобы двигаться в Ялту в забронированный (типа отель). А Нади нет и нет. Как мы нервничали с Надей когда ждали Мишу во второй день, так и стали нервничать когда Нади нет и нет, а прошло уже полтора часа после моего финиша. И тут она добегает. Никакая (это слово описывает все, другое не подберешь). Не может отойти, но постепенно ее отпускает. Ей нужен массаж, поэтому зависаем у зоопарка. Рядом столовая, надо подкрепиться. Уже под вечер едем заселяться, и тут сюрприз. Там нет горячей воды и денег хозяйка этого места требует не 1700 за номер (читай квартиру), а по 1300 с каждого. Показываем бронь и ей приходится смириться с 1700. Настроение подавленное немного, до старта надо добираться утром на такси, до ужина надо добираться на такси. Завтра самый тяжелый день и присоединяются те кто выбрал однодневную дистанцию. На ужине опять шведский стол, внусно все, едим сытно. Таксист раздражает, походка похожа на перемещение инвалидов, но сдаться уже точно не можем. Едем спать и готовиться к старту. Надя готовит кашу с вечера. Мажемся мазями, ребята клеятся, решил проблему с водой (в кармашек входит бутылка 0,5 обычная). На море не успели, вино не купили. Спать.
День 5. 14 октября
Старт четвертого дня (51,6 км, 3250 м набор высоты, в 6:00) в Ялте и финиш в Гурзуфе.
Просыпаемся в 3:00 после 4 часов сна и 106 км за спиной, вот тут понимаешь что ты зомби. Умываемся, завтракаем. Каша не лезет и хочется ее пальцем в рот затолкать. Съел, сколько смог. Собираемся и едем. Ялта оживает, такстисты везут к зоопарку ненормальных людей, которых что-то тянет к приключениям. Уже на автомате, проверяемся и получаем чип, сдаем баул. Пью чай с вкусным немесилом ))) Фонарики светят и светятся. Ждем сигнала в бой. Предстоит два раза набрать 1400 и между ними еще тысячу подъемов и спусков. Погнали.
Одел куртку сразу со старта, но начинаю жариться в ней. Спустя пару километров снимаю на ходу, так как много людей и сзади поджимаю. В какой то момент понимаю что часы не отсекают километры, да блин ...
Забыл включить. Спросил сколько пробежали, оказывается в районе 5 км. Придется математикой на бегу заниматься ((( Поднимаемся на высоту метров 800 и тут сильнейший ветер, который гнет палки и сдувает. Становится холодно (на яйле ночью 0 был, яйла это плато на вершине горы). Думаю опять куртку нацепить, опять на ходу. Бесконечный подъем закончился и мы вбегаем в облако с диким ветром на вершине горы. Тут хочется все одеть, что только есть с собой. Очень холодно и приходится бежать быстрее, чтобы согреться. Добегаю до пункта питания через 2:48 (врезалось в память), а через 12 минут по буклету контрольное время (это когда не пускают дальше по дистанции). 11 км за 2:48, и это я среди первых 50 человек. Контрольное время на ПП этого дня я запомнил очень хорошо. Бежал очень хорошо первый долгий спуск, подкрепился на ПП и побежал дальше (ага, побежал). Бодро пошел в долгую горку. Залез на вторую и из-за ветра не заметил разметку, пробежал километр лишний, пришлось вернуться и найти разметку. Начался долгий спуску с сыпухой (много мелких камней), все приехал, мышцы отказали совсем. Намял на левой ноге что-то (недоразношенные кроссовки), наступать еле наступаю, долго ползу по спускам. Когда закончился спуск почти выходнул, можно попробовать пробежаться, пью немесил и добегаю до последнего ПП, времени вагон. Бегу хорошо, несмотря на убитые ноги. Терплю. Кока-кола на пункте питания божественна. Пошел в крутую горку, которая уже не казалась очень большой. Каждый метр стучит в ушах, скоро финиш и все это закончится. Сил терпеть уже нет, ругаюсь матом когда никого рядом нет, а когда кто-то рядом начинаю разговаривать и шутить (это мне помогает). Говорю беговому товарищу, что ноги на грани судорог, предлагает таблетку аспаркама, я не отказываюсь. Но она не сильно помогает, на пологих спусках бегу. И даже появляются силы бежать в небольшие горки. Догоняет Женя, говорит если темп держать успеем из 9 часов, понимаю что он прав, но угнаться за ним не могу физически. Опираюсь на палки уже все время, стараюсь снизить нагрузку за счет рук. Выбегаю на асфальт и тут бы гнать уже по 4 минуты на километр, но с каждым шагом больнее и больнее. Пару человек меня обгоняют, вижу финиш, вбегаю, роняю палки. Силы кончились, падаю на колени, сижу секунд 15. Меня поздравляют, вручают большую медаль. Я смог, вытерпел. Я другой.
Поздравляю друзей, шутим, разговариваем. Все позади.
Иду заселятся в хостел, там одни участники, все счастливые. У меня пусто внутри, как-будто я оставил что-то в горах. Общаемся, идем на награждение, потом на ужин. Потом спать.
День 6. 15 октября
Просыпаюсь рано, в 6 утра, двое тоже Сергей и Алексей. Ставим чайник и разговариваем пару часов. Привычка вставать рано. Мышцы не мои, но хожу бодро. Иду на завтрак в столовую, медленно и никуда не спеша. В столовой беговые товарищи. Эмоций нет, все просто завтракают. Иду на море и решаюсь зайти, вода кажется очень теплой. Потом собираемся и летим домой.
Итоги.
Километров накрутил больше чем в буклете, набор высоты все приборы показали больше чем в буклете. Но это не важно. Не сбил ни одного ногтя, и не набил ни одной серьезной мозоли. Время в протоколе 24:14:00, 87 из 203 финишеров.
Организация мероприятия на 5+, я такого не видел еще нигде и ребята задрали планку очень высоко. Спасибо Ивану Петрову и его Команде с большой буквы за такой старт.
Очень интересные события происходили когда мы были в горах, за нас болела и переживала наша беговая семья Adidas Царицыно. Перечитывая чат, как-будто заново окунаешься в события тех дней. Но это еще не все, нас ждал сюрприз по прилету. Такое впечатление что мы на луну сгоняли и обратно и теперь герои Советского союза ))) Спасибо вам огромное! Это очень ценно и запомнится на всю жизнь.
Спасибо моей жене Юле, которая поддерживала, писала, звонила и поздравляла каждый день, провожала и встречала меня и очень ждала. Спасибо каждому кто верил в нас.